<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>

Хвостом вперёд в штопор


                          *  *  *
    
    Европа была  охвачена  пожарищем второй  мировой  войны.
Работать становилось  все  трудней. Как  говорил  Уолт, дела
пошли хвостом  вперед в  штопор. Да  и не  одна лишь военная
обстановка приносила  трудности. Бедному  плохо, а  богачу —
хлопот   попон   рот... Миллионы, принесенные «Белоснежкой»,
позволили твердо стать  на ноги. Братья  выпустили на четыре
миллиона акций. Это  были «безголосые» акции:  они не давали
права   голоса   акционеров,   то   есть права участвовать в
руководстве    делами.    Этим    Дисней    обеспечивал свою
независимость.   Он   оставался   полноправным хозяином, сам
решал, что делать.

    Братья,   не   щадя   сип,   отстаивали  свой клочок под
голливудским небом. Уолт не раз выражал соболезнование Рою в
его горькой  доле.  Каждодневно  объясняться  с  банкирами и
денежными   тузами,   отбивать нападения биржевиков, готовых
задушить   за   горсть   долларов,   по   совести сказать, —
незавидная участь!

    Впрочем, и  «безголосые»  акции  тоже  заставляли  чутко
внимать им. Многочисленные мелкие  владельцы акций не хотели
ждать гарантированного дохода в  виде процентов на вложенный
капитал. Капитал  их  был  грошовый, и  мелкие  и мельчайшие
хищники старались быстрее и побольше урвать в биржевой «игре
на повышение».

    Суть в том, что  увеличение спроса на  акции ведет к их
удорожанию. Все хотят  купить повышающиеся в  цене акции. Но
повышение ограничено  объемом деятельности  предприятий и не
может долго продолжаться. Как только рост цен приостановился
держатели спешат  от  них  избавиться  и  положить  в карман
разницу. И  так  как теперь  все  продают и  никто  не хочет
покупать, цена сразу падает. Снижение каждой акции на доллар
причиняло Диснеям ущерб в полтораста тысяч...

    Существует   «классический»   прием достижения равенства
между    рабочим    и    предпринимателем.   Рабочего делают
обладателем акций  на мелкую  сумму и  говорят, что  он стал
капиталистом,    потому    что    получает    доход,   как и
владельцы-работодатели. «У нас с  вами общая цель, — говорил
хозяин рабочим в побасенке  Карела Чапека. — Все  мы, и вы и
я, работаем для процветания моего предприятия!»

    Дисней   быстро   усвоил   такую экономическую политику.
Работникам    студии    премиальное    вознаграждение  стали
выплачивать «безголосыми» акциями.  Но работники не проявили
восторга   от   такой  возможности стать «совладельцами». Не
беспокоясь о  финансовой  базе предприятия,  они преспокойно
продавали полученные акции, не заинтересовавшись даже «игрой
на повышение».  Диснеи были  удивлены и  обижены равнодушием
работников к «общему делу».

    Дальше пошли новые трудности. Среди работников  оказался
профсоюзный активист. Он выяснил, что никто из художников не
состоит в  профессиональном союзе.  Если  они не  вступают в
союз, объяснял  Дисней, значит,  не хотят.  Не принуждать же
их!

    Однако среди художников началось брожение. Нашлось много
недовольных.   Художники,   вносившие   творческий   вклад в
создание фильмов, требовали признания авторских прав, а Уолт
считал   автором   только   самого себя. На студии вспыхнула
забастовка. Были выставлены пикеты. Забастовщики высказывали
через громкоговорители  довольно  нелестное  мнение  о своем
хозяине. А художники  вместо Микки  Маусов рисовали плакаты,
оповещавшие, что на студии процветает потогонная система...

    Дисней   считал   себя   «добрым  хозяином». У него были
несколько патриархальные взгляды  на отношения между рабочим
и хозяином.  Такую  патриархальность  он видел  в  детстве в
деревне.   Эти   взгляды   восходили   к  воспетому в старых
сентиментальных   романах   времени,   когда   полагалось от
рабочего по  способностям  —  хозяину  по  потребностям. Тут
выяснилось коренное расхождение  взглядов Диснея и интересов
его работников.

    Огромная     популярность     Диснея     как  художника,
прославленного по всему миру, еще в большей столени ухудшала
положение.    Ведь    разгоревшийся    конфликт    там остро
противостоял   широкой   демократичности   и  гуманности его
искусства... Забастовка выходила за  рамки частного случая в
промышленности, обыденного события.

    На   помощь   пришел   дядя   Сэм   — правительство США.
Госдепартамент известил  Диснея,  что  ему  поручена «миссия
доброй воли» в Южную  Америку. Правительство обещало уладить
конфликт на  студии  и  финансировать  постановку  фильма во
время поездки...

    Так   все   затруднения   были  устранены, и Уолт спешно
собрался в дорогу. Его  сопровождали десятка два сотрудников
—    художников,    музыкантов,    операторов и сценаристов.
Содержание   фильма   должно   было  решить на месте то, что
окажется   наиболее   интересным.   Диснею  был предоставлен
самолет, и  он со  своей группой  полтора месяца  летал куда
вздумается для съемок подходящего материала.

    В чем заключалась «миссия», Уолт  так и не понял.  Можно
догадываться, что,  помимо наглядной  демонстрации в странах
Южной Америки  известного американского  художника, «миссия»
должна была помочь погасить страсти, разгоревшиеся на студии
Диснея.   И   в   том   и   в  другом заключался достаточный
дипломатический и политический смысл, оправдывавший старания
дяди Сэма...

    За   время   отсутствия   Уолта  дядя Сэм посодействовал
благополучному      разрешению      конфликта.    Требования
забастовщиков   были   безоговорочно   удовлетворены. Все же
группа ведущих  художников отказалась  от работы  на студии,
что явилось существенной потерей для производства рисованных
фильмов. По  возвращении,  войдя  а  курс  дел,  Уолт строго
спросил, все ли на студии  состоят в профсоюзе. И узнав, что
садовники не являются  членами союза, настойчиво посоветовал
им побыстрее оформиться.  В заключение  он шутливо пригрозил
всем: смотрите, чтоб впредь это больше не повторялось!

    Из   заснятого   а   Южной   Америке   материала  Дисней
смонтировал      полнометражный      фильм   документального
характера—«Saludos,   Amigos!»—«Привет,   друзья!»  Он сумел
удачно сочетать натурные  съемки с  мультипликацией, и фильм
был хорошо принят зрителями в  Южной Америке, но еще больший
успех выпал на  его долю  в США.  Доходы по  фильму в четыре
раза превысили произведенные  затраты, так  что все остались
довольны: сам Дисней, банки и даже  дядя Сэм, так как по его
гарантии не потребовалось ни единого гроша...

    Война в Европе, внесшая  смятение в дела, причинила  еще
новые трудности после вступления в войну США. Занятие студии
Диснея воинской частью, безусловно,  не относилось к военным
операциям, но ущерб  ему был нанесен  преизрядный! Вот когда
новое   здание   получило  «дельное» применение... Но бизнес
всегда найдет  способы  предъявить свои  права,  а кино  и в
войне   может   оказаться   полезным!   И   на студии все же
продолжалась работа.

    Создавшаяся   обстановка   способствовала   сближению  с
военными сферами.  Вскоре морское  ведомство заказало Диснею
пропагандистский фильм. А дальше  последовали один за другим
пропагандистские фильмы различного  вида и направленности. В
«Воспитании   для   смерти»   Гитлер извращал всем известные
детские   сказки,   приспосабливая   их  к нуждам нацистской
агитации. В другом фильме Дональд распевал задорную песенку,
хлестко издеваясь  над  фюрером. Песенка  приобрела огромную
популярность и  была переведена  на многие  языки. Она стала
оружием в борьбе с фашизмом, исполнялась в германском тылу и
борцами Сопротивления.

    В     «Победном     марше»,     пропагандировавшем  сбор
пожертвований на нужды войны, Микки, Дональд, Гуфи, поросята
преследуют большого злого фашистского  волка и его японского
подручного.   После   упорной  погони они схватывают врагов,
привязывают к шесту и,  под сенью победоносно развевающегося
американского флага, тащат на расправу.

    Больше   всего   было   выпущено инструктивных и учебных
военных фильмов,  особенно для  флота и  авиации. Фактически
студия Диснея  стала военным  бизнесом. Работы  по заказу не
приносили ни  больших  доходов, ни  художественных радостей.
Они освобождали  от  забот  о  завтрашнем  дне  и  тем самым
расслабляли творческие силы.

    Из множества работ,  выполненных в  годы второй  мировой
войны, выделился  большой  фильм «Победа  воздушными силами»
(1943). Майор Северский написал  книгу под тем же заглавием,
попавшую в число  «бестселлеров». Большой  успех у читателей
был    вызван    отнюдь    не   увлекательным содержанием, а
пропагандой идей  победоносного могущества  военной техники.
Эти идеи не новы.  Они выражали давнишние мечты империализма
о войне машин,  при которой  нет надобности  давать оружие в
руки   народных   масс.   В  условиях еще невиданной техники
разрушения   и   уничтожения   эти   идеи привлекали широкое
внимание.

    Произвели   они   должное   впечатление   и   на Диснея,
уверовавшего в  новую стратегию  воздушных сил.  Он решил на
свой страх и  риск поставить фильм  по книге Северского, без
субсидий   военного   ведомства.  «Победа воздушными силами»
зрелищно получилась  очень  эффектной и  впечатляющей. Фильм
был доставлен а  Квебек на конференцию  союзников с участием
Уинстона Черчилля и привлек внимание военного руководства. В
США он оказал большое воздействие на общественное мнение.

    Американцы   не   испытали  кошмара массированных ударов
авиации   и   могли   принять   все,  показанное Диснеем, за
непреложную истину.  В  Европе  все  практически  знали, что
авиационные операции  далеко не  война  одних лишь  машин, а
требуют   участия   огромной   массы высококвалифицированных
специалистов и приносят колоссальные потери. Война, даже при
новейшей   технике,   оставалась   войной  людей, миллионных
народных масс. В Европе фильм не демонстрировался.

    Помимо работы  над  фильмами,  художники  студии  Диснея
нашли для себя во время войны еще одно занятие: они украшали
боевую технику  эмблемами. На  танках, самолетах, броневиках
они рисовали «на счастье»  Микки Маусов, Дональдов, гномов и
других   излюбленных   персонажей  Диснея. Таких эмблем было
нарисовано много тысяч.

    06 эмблемах был, между прочим, сделан рисованный фильм —
«Талисман армии». Действие происходило  в особом лагере, где
диснеевские персонажи-эмблемы ведут привольную жизнь. Каждый
получает там  самые  лакомые  для  себя  блюда.  Плуто очень
хочется при  строиться  туда,  но злой  Козел  его выгоняет.
Козел набрасывается  на  несчастного перетрусившего  Плуто с
такой   яростью,   что   с   разгона   сам врывается в склад
взрывчатки и вылегает оттуда с  другого конца, как из пушки.
Он уносится  в небо  и прилепляется  эмблемой к  самолету. А
Плуто удается занять его место в лагере.

    Рой всячески  старался  помочь  обслуживанию  армии.  Но
невзначай он прикинул, что выполнение эмблем обошлось студии
в сто  тысяч долларов...  С представителями  армии у Диснеев
был самый тесный контакт. Просьб,  а то и предложений и даже
требований сделать еще что-то  для армии на студию поступало
достаточно   много,   и   иногда   приходилось оспаривать их
целесообразность.

    Годы войны  проходили  в непрестанной  суматохе,  спешке
выполнения срочных и ответственных заданий. О художественном
творчестве нечего было  и думать.  Война настолько разладила
работу    студии,    что    после    ее  окончания нахлынули
непредвиденные сомнения и  неуверенность в  том, что следует
делать   дальше.   Дисней   полагал,   что  вся американская
кинематография пришла в расстройство от нездоровых излишков.
На военной  конъюнктуре кинопромышленность  стала беззаботно
процветать.   Военная   тематика   принималась  без разбора,
художественные достоинства не  имели существенного значения.
Все   преуспевали,   не   задумываясь  о завтрашнем дне. А в
кинотеатры   шли   не   потому,   что  они были доступны или
привлекательны, а  потому,  что  больше  некуда  было идти..
Кинопроизводство     разжирело     и    обленилось, утратило
способность   быстро   примениться к неизбежным послевоенным
трудностям...

                          *  *  *

<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>