<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>

Как Алиса выручила Диснея



                            * * *

    Летом   1923   года   Дисней   прибыл   в  Голливуд, уже
ставшийцентром   мировой   кинематографии. Сюда устремлялись
взоры   и   мечты   огромной   массы  американской молодежи.
Головокружительная    слава    звезд    экрана, баснословные
гонорары,   ослепительный   свет «юпитеров», захлебывающиеся
восторги   рекламы,   преклонение  толпы... Безвестные вчера
конторщики и продавщицы,  подобно ракете фейерверка, сегодня
взлетают   к   усыпанному   сияющими  звездами небу. Вот где
можнодостигнуть успеха, богатства, «выковать» свое счастье!

    Так думал не один Уолт,  а многие, такие же  безработные
инеимущие, шагавшие  рядом с  ним  по голливудским  улицам в
надежде   на   золотой   шанс.  Единицы из них пробьются, на
зависть тысячам,  оставшимся  обездоленными. А  ведь каждому
хочется думать, что  он не  хуже других иимеет  права на все
блага, так щедро обещанные американским образом жизни!

    Дисней   был   не   хуже,   а  даже лучше других. Он был
оператором   хроники   крупных   концернов  и имел доступ на
студии. Первые дни он ходил с утра до вечера по павильонам и
съемочным площадкам,  внимательно изучая  работу по созданию
фильмов. Здесь он  должен «сделать» свою  судьбу! Ведь он не
какой-нибудь конторщик или  продавец. Он художник, оператор,
у него есть опыт  работы в кино. Но  как ее «сделать», когда
его никто  не  знает  и  знать  не  хочет,  когда  в кармане
сорокдолларов, а в чемодане одна-единственная сорочка!

    Расхаживая   по   студиям,   Дисней размышлял и принимал
важные   решения.   Из   них   первостепенным   было решение
отказаться от работы по  мультипликации. Он пришел к выводу,
что совершенно очевидно  опоздал. Мультипликационным фильмом
надобыло заняться лет  на пять раньше.  Тогда еще можно было
сделать   что-то   новое,   невиданное.   А  сегодня все уже
придумано и  достигнуто...  Хорошо бы  стать  режиссером! Но
как? Хоть  он и  художник, и  оператор, здесь  он всего лишь
безвестный   пришелец   из   далекого  Канзас-сити. Никто из
заправил не  станет  с  ним  и  разговаривать.  Да  и  о чем
говорить?   Даже   смешно  просить постановку. Многие, давно
работающие на  студиях, не  могут этого  добиться. Вероятно,
каждый американец может  стать президентом,  но режиссером —
вряд ли!

    В   Голливуде   господствует   непреложный   закон   — к
делудопускается только  тот, кто  может делать  доллары. Все
равночем — талантом,  сообразительностью или бедрами... Уолт
тоже мог делать доллары, но только рисованными фильмами. Тут
у   него   есть   способности.   Вот   и  получается, что от
мультипликации никуда не уйдешь...

    Убедившись в  бесплодности  своих прогулок  по  студиям,
Дисней принимается  за работу.  «Если работы  нет, — говорил
он, — надо делать что-нибудь!» Он берет напрокат потрепанный
съемочный   аппарат   и   устанавливает  его в гараже. Опять
начинается   ночная   работа...   Уолт  придумывает шуточные
картинки,   развивая   замыслы «Смехограммы». Такие картинки
могут    понравиться    владельцу    каких-нибудь  эстрадных
иликино-театров, и тогда можно снова раздувать дело.

    Не   оставляет   он   и   надежду  сбыть сделанный еще в
Канзас-сити ролик  «Алисы  в рисованной  стране». Неизвестно
почему, но бедная Алиса ни у кого не вызывала интереса. Куда
он ее  ни  пошлет,  она, словно  бумеранг,  не задерживаясь,
возвращается   обратно.   Все   же   Уолт  не унывал и снова
отправлял ее путешествовать по прокатчикам.

    И   вдруг   случилось   невероятное  чудо. Один делец из
Нью-Йорка   предложил   за  злосчастную Алису полторы тысячи
долларов да  еще  заказал  дюжину  подобных  фильмов.  В США
короткометражные    мультипликационные    фильмы продавались
только партиями, как сосиски. Один, отдельно взятый фильм не
являлся товаром.  Сделки  заключались  только  на «цепочку»,
связанную персонажем,  темой и  т.п. Предложенная  к выпуску
серия с  Алисой  представляла  собой большое  дело,  и таких
денег Уолтуеще  никогда не  платили... Он  почувствовал, что
ему выпалпоистине  золотой шанс,  открывающий перспективу на
дальнейшуюработу.

    Однако    изготовить    дюжину    фильмов,   связанных с
натурнымисъемками,   пользуясь   потрепанным   аппаратом, на
техническойбазе    гаража,    было    совершенно безнадежным
предприятием.Необходима   минимально   пристойная  техника и
условия, обеспечивающие должное качество фильмов. На все это
нужныденьги... Уолт утратил  кредитоспособность: ведь он был
банкротом! К счастью,  поблизости от  Голливуда, в госпитале
для   ветеранов   войны,   находился   его  брат Рой, всегда
старавшийся    ему    помочь.    Уолту   удалось убедить Роя
войтиучастником в дело на дюжину  фильмов с Алисой. Ведь это
былбизнес,   по   обороту   больший,   чем   вся «Смехограмм
Корпорейшн»!Рой согласился и достал необходимые деньги.

    Уолт,   стосковавшись   по   настоящей работе, с рвением
принялся    за«Алису».    «Когда    дела   плохи, я действую
решительней, — признавался  он. —  А когда  все идет гладко,
как сливочный  крем,  я  всегда  в  страхе,  что  дело может
провалиться.   Поэтому   удар   по   зубам  оказывает весьма
благотворное действие!»

    В пустой  комнатушке на  задворках конторы  по  торговле
недвижимым     имуществом     Дисней    оборудовал крохотную
студию,подыскал девочку подходящей внешности на роль Алисы и
кучу уличных ребятишек для всех остальных ролей. К участию в
съемках был еще привлечен большой пес.

    Постановочная    группа    состояла    из  одного Уолта.
Содержание    фильма,    отнюдь    не усложненного сюжетными
хитросплетениями,   он   сочинял   сам.   Алиса   чаще всего
рассказывала   ребятам   какие-то невероятные истории, якобы
приключившиеся    с    нею.    Эти    события показывались в
мультипликации, в которую  входила сама Алиса  в натуре. Или
она    видела    удивительные    сны,   излагавшиеся в форме
рисованного фильма.

    Всю    режиссерскую    работу    выполнял  также Дисней.
Прорепетировав   очередную   сценку,   он начинал съемку, на
ходукомандуя   всем   своим   актерским   ансамблем. А после
окончания натурных съемок удалялся на свою студию. Там он, в
тиши   иодиночестве,   готовил   рисунки и производил съемку
мультипликаций.   Закончив   постановочную работу, приступал
кмонтажу   фильма.   Такая   нагрузка требовала непосильного
напряжения.

    Рой,   при   слабом   здоровье,   мог   выполнять только
административно-финансовые    обязанности.   Уолт попробовал
приспособить     его     к     операторской     работе,  но,
подсчитавстоимость испорченной пленки и потерянного дорогого
времени,пришел   к   выводу,   что   дешевле будет нанять на
почасовую оплату профессионального оператора. Хотя расходы и
возрастали,   но   хорошее   качество   съемки  полностью их
оправдывало.

    В те дни  фильмы с Алисой  решали всю дальнейшую судьбу
Диснея.   Вслучае   успеха  можно было укрепить материальное
положение и  с  большей  уверенностью  продолжать  работу по
выпуску   рисованных   фильмов.   В   постановке   фильмов с
Алисойпостепенно складывались черты и особенности творчества
Диснея,   составившие   его художественную индивидуальность,
егосвоеобразный стиль.

    И все  же работа  в одиночестве  становилась  фактически
невозможной.    В    трудную    минуту    Уолт   обратился к
своемудавнишнему приятелю  Юбу  Айверксу, так  и застрявшему
накинорекламе в  Канзас-сити.  Юб с  готовностью откликнулся
наприглашение, рискнув  расстаться  со  своей  небольшой, но
верной   работой.   Он   не   прогадал,   став  помощником и
единомышленником Диснея.  Юб всегда  был способен  не только
понять и  поддержать Уолта,  но  и загореться  его замыслом,
обогатить и воплотить его идеи.

    Однако трудоемкой технической работы было слишком много.
Для       одночастевого       мультипликационного     фильма
требуетсяподготовить   пятнадцать   тысяч рисунков-кадриков.
Даже   за   вычетом   натурных   съемок   остается более чем
достаточно. Требовались рисовальщики-исполнители.

    Дисней подобрал  себе  двух  начинающих  художников.  Он
обучал их работе, вместе с  тем добиваясь, чтобы они усвоили
его   художественную   манеру.   Уолт  делал исходный эскиз,
ключевые изображения,  а рисовальщики  повторяли их  во всех
деталях движения фигур, соответственно полученным указаниям.
Постепенно     задания     им     расширялись     вплоть  до
самостоятельнойподготовки целой  сценки.  Но и  тогда Дисней
требовал беспрекословного соблюдения характерных собенностей
изготовленного им рисунка.

    В маленьком  коллективе  крохотной студии  на  задворках
вырабатывалось специфичное  своеобразие диснеевского фильма.
И вдальнейшем  едва ли  не все  мастера мультипликации, даже
при значительных  художественных  различиях, были  во многом
обязаны   изобретательности   и  экспериментаторству Диснея,
создавшего целую школу  искусства рисованного фильма. Студия
на задворках  оказалась также  первоосновой четких принципов
организации   всего   творческого  процесса, разработанных в
дальнейшем   Диснеем.   Практика производства складывалась в
неразрывной связи  с искусством.  С каждым  новым фильмом из
серии    «Алисы»    увеличивался    опыт, совершенствовалась
выразительность.   Усиливалась   требовательность  к себе, к
своим замыслам.

    И   вот,   когда   все   как  будто налаживалось и пошло
гладко,«как   сливочный   крем»,  среди ясного неба загремел
гром.Нью-йоркский предприниматель,  законтрактовавший серию,
вдругзадумал,   после   выпуска  шести фильмов отказаться от
своихобязательств.    Он    жаловался    на   плохиедела, на
разочарование в«Алисе».  Она  не  принесла  успеха, которого
оножидал.

    Дисней приуныл.  Но,  видимо, очередной  «удар  в  зубы»
снова   оказался   благотворным.   Уолт  твердо решил делать
седьмой фильм и сделал  его замечательно. Он сам затруднялся
объяснить,   почему   получилась  такая разница между шестым
иседьмым выступлением  Алисы.  Он уверял,  что  не задавался
никакими   новыми   целями.   Может  быть, нависшая угроза в
самомделе подхлестнула  его.  Во всяком  случае,  этот фильм
стал поворотным. Он привлек  внимание зрителя, и коммерсант,
вместо   расторжения   договора,   подписал   новый,  еще на
дюжинуприключений Алисы.

    Однако материальное положение  студии Диснея  оставалось
шатким. Работать  приходилось  без  резервов.  Поступление с
одной   короткометражки   составляло  весь оборотный капитал
дляподготовки   следующей.   При   таких   условиях малейшая
задержкаили   нехватка   ставила  под удар выпуск следующего
фильма, а сним и всю дальнейшую деятельность.

    Рой   навсегда   остался   финансовым   и  хозяйственным
руководителем   предприятия.   Уолт   был   всецело поглощен
художественной      и      производственной      работой. Но
иногдахудожественные и финансовые  интересы сталкивались. То
Рой, из соображений бережливости и боязни рисковать, пытался
сдержать творческие влечения Уолта,  то просто неоткуда было
достать   сумму,   срочно   потребовавшуюся   для выполнения
задуманных планов.

    В таких случаях  Уолт решительно  вмешивался в  денежные
дела и  действовал по  своему  усмотрению. Он,  не смущаясь,
могобратиться   к   малознакомым   людям с просьбой одолжить
необходимые    ему    деньги,    не    считаясь с возможными
последствиями    и    осложнениями.    А    Рою  приходилось
улаживатьвозникшие   затруднения.   Все   же благодаря Алисе
хозяйствобратьев    помаленьку    разрасталось.   Вскоре они
сделались собственниками небольшого дома,  хотя еще не имели
приличных костюмов.

                            * * *


<<Предыдущая глава  Оглавление Следующая глава>>